Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Функциональная грамотность - это способность использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.
При реализации дополнительного образования педагоги нашей школы умело подбирают такие методы, приемы и педагогические технологии, которые способствуют формированию функциональной грамотности у обучающихся.
В субботу, 18 марта в МКОУ «СОШ № 1» педагоги доп. образования Максимова Жанна Андреевна и Суворова Татьяна Варламовна выступили с мастер-классами на заседании районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме «Функциональная грамотность в дополнительном образовании».
Жанна Андреевна Максимова, учитель химии и руководитель кружка «Озадаченная химия» провела увлекательное занятие по теме: «Следствие ведут….химики», где в роли обучающихся выступили педагоги доп. образования района. На доске был оформлен план «расследования», а так же формулы и название реактивов. Перед практической работой проведен инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами. В ходе работы на каждом этапе коллеги - обучающиеся сравнивали результаты своего исследования с записанными на доске.
На первом этапе гости мероприятия раскрывали дело №1 о «Металлах-невидимках». Опытным путем были обнаружены ионы железа на срезе яблока, в вытяжке изюма, ионы меди в растворе медного купороса, и определили подлинность картины XIX в., обнаружив в краске ионы свинца.
На втором этапе гости раскрыли дело о «философском камне» и получили «золото» из свинца.
На третьем этапе гостям было предложено раскрыть дело №3: определить качество мышечной массы животного и рыбы по наличию в образцах фосфат-ионов, а так же обнаружить хлорид-ионы в белке куриного яйца. В ходе расследования сделаны выводы о том, что низкое содержание фосфат-ионов говорит о том, что животное было на интенсивном откорме и было ограничено в движении, В мышечной массе рыбы фосфат-ионы обнаружены в достаточном количестве, то есть рыба находилась в постоянном движении, проходила немалые расстояния. Так же исследовали сок овощей на содержание нитрат-ионов. В образцах нитратов не обнаружено.
В заключение занятия «детективы» пришли к выводу, что ионы-мельчайшие невидимые частицы способны оставлять улики, а отыскать их поможет химия.
Так же Максимова Ж.А. продемонстрировала занимательные опыты «Гроза в стакане» и «Эскимо на палочке», в ходе которых еще раз напомнила о правилах безопасной работы с кислотами и щелочами.
После проведения таких увлекательных опытов, все гости пришли к выводу, что такая сложная наука, как химия, становится понятней и более интересной для изучения.
Татьяна Варламовна Суворова, учитель биологии и руководитель кружка «Занимательная биология» Центра образования «Точка роста» провела занятие «Подготовка почвы для посадки цветущих культур», где в роли обучающихся выступили ребята из 6 «г» класса и педагоги доп. образования района.
Прежде чем приступить к посадке, Татьяна Варламовна напомнила, что почвой называют поверхностный слой земли, обладающий плодородием, то есть способностью давать урожай. Плодородие почвы зависит от наличия в ней гумуса, или перегноя, который образуется в результате разложения органических веществ. В перегное содержатся все основные элементы питания растений, количество которых определяет степень плодородия почвы.
Затем обучающиеся опытным путём определили механический состав почвы, собранной на школьном участке и сделали вывод, что она очень плотная, поэтому было принято решение добавить почвосмесь «Живая земля», приобретённую в магазине. После подготовки почвы гости мастер – класса отсортировали семена однолетнего декоративного растения - бархатцев, так же собранных осенью со школьного цветника и приступили к посадке. Все присутствующие отметили, что ребята уверенно обращаются с землёй, умеют пользоваться садовыми инструментами, знают последовательность действий. Уже через неделю, вернувшись с каникул, ребята увидят результаты своей работы – первые всходы!
Татьяна Варламовна на своих занятиях всегда особое внимание уделяет вопросам охраны природы, бережному отношению ко всему живому, передавая свои знания подрастающему поколению.
Мастер – классы прошли на высоком уровне, это отметили все присутствующие педагоги дополнительного образования! Желаем Жанне Андреевне и Татьяне Варламовне много новых интересных идей по реализации функциональной грамотности и успешного их воплощения!
|