Очередное заседание постоянно действующего семинара «Методические компетенции педагога» прошло в МКОУ «СОШ №1» 8 октября 2022 года. Вопрос, который рассматривали коллеги - формирование и развитие социально-психологической компетентности учителя.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления, прежде всего, социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Именно они как профессионально значимые качества обусловливают профессиональное мастерство учителя.
Социально-психологическая компетентность педагога рассматривается как важнейшая составляющая его профессиональной компетентности.
В ходе заседания семинара педагоги сформулировали выводы, что, для того, чтобы на уроке и во внеурочной деятельности создавались условия для проявления познавательной активности учеников, учителю необходимо владеть целым арсеналом средств:
- использовать разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса или группы;
- стимулировать учащихся к выражению собственной точки зрения, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;
- использовать дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания и деятельности;
- оценивать деятельность ученика не только по конечному результату («правильно» - «неправильно»), но и по процессу его достижения;
- поощрять стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные приемы достижения результатов;
- создавать педагогические ситуации общения на уроке и во внеурочной деятельности, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность; предоставлять возможности для естественного самовыражения учащихся.
Были выработаны основные пути развития социально-психологической компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. Трансляция собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ и др.
|