«Развитие мастерства происходит лишь при постоянном осмыслении, анализе собственной деятельности, поступков, поведения» В.И. Попова
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления, прежде всего, социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Именно они как профессионально значимые качества обусловливают профессиональное мастерство учителя. Поэтому на постоянно действующем семинаре «Методические компетенции педагога», который традиционно прошел в субботу 22 октября в МКОУ «СОШ №1», была проведена работа по развитию и формированию системы психологических знаний. В качестве компонентов системы знаний выступают:
- дифференциально-психологический компонент, куда входят знания об особенностях усвоения учебного материала детьми в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками;
- социально-психологический компонент, включающий знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности группы и отдельного ее члена, об особенностях взаимоотношения учителя с классом, о закономерностях общения;
- психологический компонент, включающий знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.
Выявление психологических умений педагогической деятельности требует комплексного рассмотрения всех составляющих психологической компетентности, а не по отдельности. В целом, психологические умения представлены в качестве способности находить психологически грамотные пути решения комплексных задач; и операциональных средств педагогической деятельности и педагогического общения.
Педагогический процесс – это всегда организация взаимодействия с учениками в разных видах учебно-воспитательной работы. Под организацией понимается создание определенных условий для объединения индивидов и групп на основе общих задач и интересов. К психологическим умениям, способствующим реализации функции организации относятся: выбор наиболее соответствующих особенностям ученика способов взаимодействия; умение в раскрытии как личностного потенциала ученика, так и самого педагога; умение побуждать учеников к поступкам, действиям, направленным на достижение конкретных целей.
|