На очередном заседании семинара Наставничество 6 мая 2023 года в МКОУ «СОШ №1» был поднят вопрос о требованиях к современному уроку. Знание теперь не преподносится в готовом виде. Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая типология уроков. Участники семинара рассмотрели подробно, как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания.
Выделяют две цели для уроков такого типа:
- Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
- Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.
Алгоритм создания урока открытия нового знания
- Моделируем способ открытия нового знания.
- Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
- Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
- В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
- В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
- Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
- Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
- Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
- Составляем технологическую карту урока (конспект).
- Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.
Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения.
Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.
|