На сегодняшний день современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий. Именно об информационно-коммуникативной компетенции шла речь на очередном заседании Постоянно действующего семинара в рамках Наставничества 11 февраля 2023 года в МКОУ «СОШ №1».
Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому педагогу надо быть компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование информационно-коммуникативной компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования.
Интеграция современных образовательных и информационно- коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения.
Развитие информационно – коммуникативной компетенции зависит от степени сформированности ее компонентов. Отличие одного уровня от другого в личностном плане выражается в степени осознанности учителем своей педагогической позиции, творческой индивидуальности и степени освоения адекватных ей педагогических технологий. С учетом вышесказанного можно выделить следующие уровни развития информационно – коммуникативной компетенции учителя по принципу «от простого к сложному»:
– репродуктивный (деятельность по образцу в соответствии с нормативно – правовыми документами и дидактическим обеспечением);
– адаптивно – продуктивный (адаптационная деятельность с опорой на технологические знания с учетом конкретных условий);
– творческий (творческая деятельность с опорой на собственные авторские технологии, адекватные собственной индивидуальности, целям, содержанию образования, позиции обучающегося).
В практической части семинара наставляемым было предложено составить кластер: из каких компонентов, по их мнению, состоит педагогический потенциал ИОС, а затем ответы были проверены по эталону и прошло их обсуждение. По итогам семинара были сделаны выводы о том, что информационно-коммуникативная компетентность учителя представляет собой целостную, интегративную, многоуровневую личностную характеристику, включающую в себя совокупность знаний, умений, навыков, личностно-профессиональных качеств, позиций, установок педагога, с помощью которых происходит обмен информацией между учителем и учащимися, организуется обратная связь в процессе обучения, воспитания, осуществляется коммуникативное взаимодействие.
|