В современном обществе образование претерпевает качественные изменения; важное значение придается формированию креативной личности, готовой к саморазвитию, к самостоятельному добыванию знаний, к эффективному их применению. Тема креативной педагогической компетентности была поднята на постоянно действующем семинаре Наставничество 1 апреля 2023 года. В стремительно меняющемся обществе главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться, саморазвиваться и самообразовываться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала относятся к учителю. Обретение этих ценных качеств возможно с расширением пространства педагогического творчества.
Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности. Понятие креативность толкуется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству. Понятие «креативная компетентность» было введено в научный обиход Р. Эпстайном и означало готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремления к самосовершенствованию. Исследователь А. И. Попов относит способность порождать новые идеи (креативность) к профессионально важным творческим компетенциям, а так же включает в эту группу инициативность и предпринимательских дух и способность к лидерству. Итак, под креативной компетенцией, мы понимаем отражение творчества, инновационную активность, новаторство, создание нового и совершенствование имеющегося. Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
Креативность педагога – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие в процессе педагогической деятельности, это диагностические способности для реализации индивидуально-дифференцированного подхода, способность адресно мотивировать каждого, используя различные подходы и способы, умение четко ставить цель, понятную и принятую всеми, владение различными педагогическими технологиями. Совокупность навыков, обеспечивающих нестандартное решение педагогических задач, включая формирование креативности у детей, обозначается как креативная педагогическая компетентность.По окончании семинара педагогами был сделан вывод, что без креативной компетенции педагога, невозможно реализовать, в полной мере компетентностностный подход в образовании. Креативная компетенция является одной из ключевых компетенций для реализации и донесения компетентностного подхода в образовании, в практической деятельности педагога. Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма учителей – одно из важнейших условий улучшения качества образования.
|