"Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить." К.Д. Ушинский
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80 % - от мотивов. Что такое мотивация?
12 марта в МКОУ «СОШ№1» г.Бодайбо в рамках программы "Наставничество" прошло очередное практико-ориентированное занятие с молодыми специалистами. Педагоги - наставники Иванчук Н.С., Трипельгорн О.В. и Генералова Е.В. подготовили для молодых специалистов вопрос «Мотивация учебной деятельности младших школьников». Надежда Сергеевна Иванчук познакомила молодых коллег с группами мотивов: внутренними (познавательными) и внешними (социальными) мотивами
Надежда Сергеевна подробно рассказала о видах внутренней мотивации учебной деятельности (познавательной, мотивацией достижения успеха, престижной мотивацией , мотивацией избегания неудачи, компенсаторной мотивацией) и о ведущих мотивах учения в начальной школе ( «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно»).
Молодые специалисты Вера Алексеевна Сысоева, Анастасия Александровна Ефременко, Алина Николаевна Багаева, Анастасия Сергеевна Тетерина и педагоги-наставники Иванчук Н.С, Трипельгорн О.В. и Генералова Е.В. в совместной беседе выделили основные причины низкой успеваемости учащихся начальных классов (неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности, отвлекающие факторы детской жизни, однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина, авторитарная позиция учителей и родителей) и попытались ответить на вопрос «Что нужно делать, чтобы поддерживать школьную мотивацию?». Для этого необходимо поддерживать и формировать интерес к информации, стимулировать интерес к способу действия, использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения, создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации, создавать ситуацию успеха и социального признания.
Педагоги сошлись во мнениях, что все эти задачи можно решить через организационно-мотивационный компонент урока, целеполагание, формы урока, подбор содержания учебного материала, деятельность обучающихся на уроке, рефлексию, контроль и оценку деятельности учеников, домашнее задание и эмоциональный фон урока.
В конце занятия молодым коллегам были выданы памятки-алгоритмы «Методы и приёмы повышения школьной мотивации».
|